Когда проходит какое-то время, Дневник, все начинает видеться соверешенно иначе. Возможно, смерть близкая, домашняя, действительно меняет если не все, то многое. И думаю, что каждый испытывал это странное состояние - на улице, дома, в коллективе, на работе, на учебе - когда изменился ты сам, а мир вокруг остался прежним. Сегодня такое было, и ощутилось так остро, что я, наконец, понял причину и своего гнева, и своих необдуманных поступков последних дней. Когда это несоответствие между миром и тобой-новым начинает вызывать раздражение, дисбаланс, то следуя какому-то совершенно непонятному инстинкту, начинаешь сам ломать привычный мир. Разрушение - самый быстрый способ изменить окружающую реальность, это еще Геростратом было доказано. И разрушение привычного порядка вещей может быть каким угодно - будь то разрыв каких-то отношений, ссора с друзьями, смена привычек или мест обитания. Сэр Макс, оранжевый портрет которого пока почему-то не вызывает у меня отторжения (что не может не радовать), говорил почти тоже самое, только в смысле совета. Что когда приходит что-то плохое, с чем сложно справиться самомстоятельно, нужно стать другим человеком - то бишь, опять-таки: изломать привычный порядок. Переехать, изменить привычкам, поменять круг общения, вид деятельности, чтобы потом, взглянув в зеркало, можно было бы увидеть там другого человека, с которым просто не могло произойти ничего подобного. Мысль не новая, но верно подмеченная. Однако, не беря в расчет масштаб подобных перемен, кажется мне, что этот механизм заложен в каждом из нас, только осуществляется он бессознательно. Потому бед от него может быть гораздо больше, чем пользы. Так можно объяснить, почему после душевной травмы так ненавистны привычные лица, почему так тянет рвать связи с теми, кого любишь, находя в этом странного рода извращенное болезненное удовольствие. Потому что они остались прежними, и ждут, что я тоже буду прежним, или стану вести себя по-прежнему, когда отойду. И, наверное, нет ничего труднее, чем этому новому человеку, измененному каким-то сложным жизненным переломом, искать контакт со старыми знакомыми, особенно когда эти отношения больше не стыкуются между собой.
Поэтому я уже не удивляюсь, Дневник, почему так сложно восстанавливается привычный мир.
Во мне все дело, а не в людях. Я выпал из привычного порядка, а у них все по-старому. Это угнетает.
Зато приятно, что теперь я хотя бы осознаю, в чем причина моего саморазрушения.
Поэтому я уже не удивляюсь, Дневник, почему так сложно восстанавливается привычный мир.
Во мне все дело, а не в людях. Я выпал из привычного порядка, а у них все по-старому. Это угнетает.
Зато приятно, что теперь я хотя бы осознаю, в чем причина моего саморазрушения.
Незначительно, но изменилось отношение к каким-то вещам, вызывающим, возможно, ряд ассоциаций с пережитым недавно событием. И вот тогда начинает казаться, что если изменилось русло – точка зрения, некая жизненная позиция – то измениться должно и все остальное. Но важен не столько сам факт события, сколько его последствия для самосознания. Толчок этот относится только к одному человеку, или некоторым людям, для которых это событие лично значимо. Для которых именно это событие именно в это время и в этом месте сыграло некую переломную роль. Тогда как окружающий мир продолжает циркулировать в привычном русле. Для мира, если брать в расчет людей, это событие – просто некая фактическая данность. И окружающие люди чаще не берут во внимание некие внутренние изменения личности – для них человек остался прежним. У них есть какое-то сформировавшееся представление о его поведении, реакции на события, манере выражаться и прочем, что составляет человека в общении. Они имеют представление о русле, которым он движется. И, поскольку с их стороны не изменилось ничего – внутренне – общение с человеком они продолжают в привычном штатном режиме. А это уже плохо стыкуется с нынешним положением вещей, с человеком нынешним. Причем, ощущения приходят раньше, чем понимание. Потому сперва становится неуютно, затем как по учебнику: отрицание, гнев, спор... Причем все это по отношению к окружающей действительности – ее очень легко винить в том, что она не уютна, не соответствует. Что люди себя ведут не так, вызывая чудовищное ощущение дисбаланса. И все это идет дальше, по цепочке – почему-то когда плохо (имею в виду душевное состояние, а не какие-то конкретные проблемы) тянет сделать еще хуже. Ну (я уже приводил этот пример) – это как расчесывать ранку, которая только-только начала заживать. И вроде умом понимаешь, что делать этого не стоит, поскольку заживать будет дольше и болеть будет сильнее, а все равно чешешь, потому что боль иногда предпочтительней и доставляет некое брутальное удовольствие.
Это относится не только к факту смерти – к любому событию, которое как-то повлияло на привычные взгляды. Даже болезненное расставание с любимым человеком. Хотя, тут кому как – реакция у всех разная. Кто-то, допустим, наоборот – ныряет в привычное общество, чтобы там помогли с этим справиться, утешили, пожалели. Ощущение некоторой чуждости они стараются вытеснить, окружив себя вещами и людьми привычными, знакомыми, поскольку в прошлых ситуациях (или обычно) с этими людьми было внутренне комфортно. Проще – они по прошлому опыту знают, что раньше это помогало. Зачастую это люди, которые верят, что другие люди смогут им чем-то помочь или поддержать. Все это, опять же, происходит неосознанно. Кто-то будет подавлен, кто-то будет агрессивен. Это просто процесс приспособления к старому режиму на новых условиях. Самое сложное в этом – понять, что происходит. От этого действительно становится легче, процесс начинает идти более осознанно, и спадает некий эмоциональный накал - те самые "нервы".
А мир действительно остался прежним, просто с ним теперь нужно искать другие способы взаимодействия. По крайней мере, сейчас это ощущается именно так. Может, через год-два изменю свою позицию)
Чаще всего люди не просто не принимают во внимание внутреннее изменение в человеке, они этого человека вообще не видят. Ибо видят только себя, свой мир и образ этого человека в своём мире, построенный ими же самими. И их хорошее, вроде бы, отношение - это отношение не к человеку, а кирпичику своего мира, который они сами и вылепили. Вы можете меняться как угодно, но ваша личность - вне их фантазий, в которой вы не изменяетесь.