На психологический труд не претендует, все сугубо индивидуально.
Короче, загрузился тут по этому делу сильно-сильно, поболтал с умным товарищем и таки прозрел.
В общем, ситуация: есть внутренний критик, который тормозит весь творческий процесс, противоположность внутреннему ребенку (который, соответственно, адвокат, «хочу» и эмоции). Думаю, у каждого есть такой, отвечает за наше «надо», за самокритику, сравнивает с другими, ставит нам оценки. Мерзкий тип, хотя иногда и полезный.
Я вот тут совсем недавно думал, что надо его заткнуть. Отобрать права, дабы не мешал заниматься творчеством. Еще пару часов назад я считал его занудой и перфекционистом, который что-то от меня хочет, заставляет быть взрослым и стыдиться своего креатива, причем даже того, который еще не был создан. Что считает все, что я творю заочной ересью и громко отчитывает: «Не выдумывай мне тут! Это не по-взрослому!». И я вот не выдумываю нифига.
И вот тут - ошибка. Дело в том, что этот критик – здравый смысл, и он делает свою работу.
И говорит он чуток иначе. Просто мой внутренний ребенок его понимает по-своему. Он говорит (про рисунки, например): ты умеешь рисовать на уровне, который тебя устраивает, стало быть – техника тебе не нужна; ты знаешь, что тебе рисовать – стало быть, у тебя нет проблем с креативностью; на этом этапе ты не волнуешься за результат и знаешь уровень, на котором рисуешь – тебе не нужно самоутверждаться. В итоге закономерный вопрос: а нафига тебе прикладывать усилия? В его понимании все уже существует в качестве идеи и большего нам не надо. С другой стороны – он бережет мои ресурсы, и это не время. Если бы он думал, что я просто трачу время, дал бы он мне в Айзека играть, ага, щаз... Нет, тут иначе. Когда я играю в Айзека – это (в его понимании) отдых, а когда рисую – это работа, напряжение, усилие и нервы. Причем усилие, которое не покроет профит. Это не потому, что я на работе устаю и у меня нет времени на что-то еще, просто даже от работы я получаю больше профита – на работе чувствуешь себя полезным, значимым, умелым, и это гладит самолюбие, приходишь к выводу, что живешь не зря. Хотя по сути - ты тот же планктон, что и все остальные. С творчеством такого не происходит, потому что здесь во-первых: велик риск нарваться на отрицательный фидбек (критика, она родимая – я ее не боюсь, но она сильно уводит профит в минус, что тоже учитывается при следующем намерении что-то создать), а во-вторых: все сказано до нас. И даже наличие собственной идеи не прокатывает – критик знает, что ее просто засыплет другими идеями, и это капля в море. Даже если там есть что-то чуть оригинальнее, чем у других.
И это логично. Хреново, конечно, но логично.
Раньше его более-менее затыкала мантра: «если не будем ничего создавать – станем пользователями», а хуже мейнстрима для критика быть просто не может. Еще иногда прокатывало «мы ж еще не создали ничего серьезного, это все была разминка». Но теперь не работает и это. Хотелось бы уметь его выключать, когда надо, чтобы просто сесть и сделать.
Умный товарищ, с которым говорил, считает, что нужно волевое усилие. Согласен. Вот только где его взять?
Короче, загрузился тут по этому делу сильно-сильно, поболтал с умным товарищем и таки прозрел.
В общем, ситуация: есть внутренний критик, который тормозит весь творческий процесс, противоположность внутреннему ребенку (который, соответственно, адвокат, «хочу» и эмоции). Думаю, у каждого есть такой, отвечает за наше «надо», за самокритику, сравнивает с другими, ставит нам оценки. Мерзкий тип, хотя иногда и полезный.
Я вот тут совсем недавно думал, что надо его заткнуть. Отобрать права, дабы не мешал заниматься творчеством. Еще пару часов назад я считал его занудой и перфекционистом, который что-то от меня хочет, заставляет быть взрослым и стыдиться своего креатива, причем даже того, который еще не был создан. Что считает все, что я творю заочной ересью и громко отчитывает: «Не выдумывай мне тут! Это не по-взрослому!». И я вот не выдумываю нифига.
И вот тут - ошибка. Дело в том, что этот критик – здравый смысл, и он делает свою работу.
И говорит он чуток иначе. Просто мой внутренний ребенок его понимает по-своему. Он говорит (про рисунки, например): ты умеешь рисовать на уровне, который тебя устраивает, стало быть – техника тебе не нужна; ты знаешь, что тебе рисовать – стало быть, у тебя нет проблем с креативностью; на этом этапе ты не волнуешься за результат и знаешь уровень, на котором рисуешь – тебе не нужно самоутверждаться. В итоге закономерный вопрос: а нафига тебе прикладывать усилия? В его понимании все уже существует в качестве идеи и большего нам не надо. С другой стороны – он бережет мои ресурсы, и это не время. Если бы он думал, что я просто трачу время, дал бы он мне в Айзека играть, ага, щаз... Нет, тут иначе. Когда я играю в Айзека – это (в его понимании) отдых, а когда рисую – это работа, напряжение, усилие и нервы. Причем усилие, которое не покроет профит. Это не потому, что я на работе устаю и у меня нет времени на что-то еще, просто даже от работы я получаю больше профита – на работе чувствуешь себя полезным, значимым, умелым, и это гладит самолюбие, приходишь к выводу, что живешь не зря. Хотя по сути - ты тот же планктон, что и все остальные. С творчеством такого не происходит, потому что здесь во-первых: велик риск нарваться на отрицательный фидбек (критика, она родимая – я ее не боюсь, но она сильно уводит профит в минус, что тоже учитывается при следующем намерении что-то создать), а во-вторых: все сказано до нас. И даже наличие собственной идеи не прокатывает – критик знает, что ее просто засыплет другими идеями, и это капля в море. Даже если там есть что-то чуть оригинальнее, чем у других.
И это логично. Хреново, конечно, но логично.
Раньше его более-менее затыкала мантра: «если не будем ничего создавать – станем пользователями», а хуже мейнстрима для критика быть просто не может. Еще иногда прокатывало «мы ж еще не создали ничего серьезного, это все была разминка». Но теперь не работает и это. Хотелось бы уметь его выключать, когда надо, чтобы просто сесть и сделать.
Умный товарищ, с которым говорил, считает, что нужно волевое усилие. Согласен. Вот только где его взять?
Я так понял, что основной страх в том, что можно зависнуть на каком-то уровне и дальше не развиваться, если тебя не будет подстегивать внутренний критик. Но может, следует поставить себе логический вопрос: есть ли смысл в дальнейшем совершенствование? Просто есть такая фишка в земледелии, что после определенного уровня можно сколько угодно давать удобрений и других факторов для растений, но урожай будет увеличиваться не пропорционально затраченным усилиям. Другими словами, можно десять лет рисовать новую Мону Лизу (а еще лучше в векторе), и потом кто-то посмотрит и скажет: Вау! Классно!, но чувак ты потерял нафиг 10 лет своей жизни, (особенно обидно, если потом еще сбивает машина, тогда полный облом). А можно за десять лет переделать кучу дел: нарисовать кучу иллюстраций, возможно не высокой сложности, но разнообразные и оригинальные, написать и издать книгу, жениться, воспитывать детей, ходить в походы, общаться с людьми и так далее до бесконечности. Ведь главный вопрос, какую цель ты перед собой впоследствии ставишь. К примеру, если хочешь рисовать лучше да Винчи, то ты, думаю интуитивно поймешь хуже ты его или лучше, все-таки твоя цель, и ты сам поймешь, достиг ты ее или нет.
Чтобы постоянно не напрягаться нужно, жить в гармонии с собой, чтобы жить в гармонии с собой нужно делать максимально то, что приносит радость или удовольствие, это если коротко резюмировать.
Ребенок и взрослый внутри, это правое и левое полушарие, подсознательное и сознательное, добро и зло, то есть та постоянная борьба противоположностей, о которой твердят (трендят), философы всех времен и народов. Я не вижу победу кого либо из них, поскольку это будет означать гибель другого, то есть половины твоей сущности, они должны работать параллельно и незаметно, в дружбе и сотрудничестве между собой. Один делает дело, другой проверяет ошибки, и наоборот, но не должно быть притягивания каната, типа: один категорически прав, а другой наоборот. Иначе нечего не выйдет, если уже в согласии с самим собой не можно жить, то, как быть с другими людьми, с миром и всем остальным?
Сила воли она всегда есть, встаешь утром на работу, идешь и работаешь, это все сила воли. Скажу непопулярную мысль: может ты не установил конкретной цели, ведь нужна точка опоры, чтобы можно было приложить эту самую силу воли. Сила есть, но когда, где и как ее применять зависит от цели, вижу цель – не вижу препятствия, думаю такая мантра прокатит и все у тебя будет хорошо!
Raket12191987, чел, я тебе очень благодарен за поддержку, правда, но не пиши мне никогда-никогда-никогда вещей вроде "быть проще", я от это становлюсь сильно нервным. И пыхаю огнем, да. Просто потому, что много отдал, чтобы сложно думать.
Видишь ли, самоанализ (с самогрузом не путать) нужен как раз для вещей глазу невидимых, он помогает понять, от чего тебя плющит. А если понял - это уже часть решения. Он помогает тогда, когда нет объективных, рациональных или видимых причин чувствовать себя так, как ты себя чувствуешь. В том и суть. Самому в психоанализ играть не стоит, это да, но если рядом есть человек, имеющих псих.образ., хоть и работающий не по профилю, вместе можно окунуться.
Дело не в страхах. И не в желаниях. И не в том, что я стремлюсь к совершенству - я уже писал. Меня все устраивает. И уровень, и количество идей. Вопрос только в мотивации. В том, что когда я хочу что-то сделать, этого "хочу" недостаточно. Даже "надо" недостаточно - творческое надо всегда можно задвинуть подальше. Работа, быт - это не воля, это обычная борьба за выживание. Это как раз зона работы критика, он тут взрослый, он тут знает, как деньги зарабатывать или смеситель починить. И он мне сейчас как доктор.веб блокирует переход по ссылкам творчества (если так понятней) "нерекомендуемая страница, вернитесь на главную". Он меня не подстегивает, а наоборот. И мне надо с ним договориться.
И еще. Я не говорю, что должен остаться только один. Вопрос только в том, кто доминирует. Гармония в этом бывает крайне редко, потому что когда человек инфантилен или эгоист - зачастую там доминирует ребенок. У меня наоборот. И поэтому у меня нет цели - у меня есть намерение, которое подавляется изнутри. Это не кризис перфекционизма, я не ставил себе целей мир перевернуть, не мучаюсь над "Явлением Христа народу" и не изобретаю велосипед - я не могу дописать стихотворение. Просто. Обычное. Стихотворение. Потому что я это уже умею, а, стало быть, это мне больше не нужно - так думает критик. Я сейчас самовредитель, и если хочу что-нибудь делать дальше, мне нужно найти способ вытащить себя из болота за волосы, что не так просто, как хотелось бы.
Наверное, при всем моем желании, я не помощник тебе в этом деле. Поэтому просто попрошу извинения за свои неловкие слова и закроем эту тему.
Но кое-что я все-таки делать научился. Не знаю, как это описать: ловить настроение, что ли. Разворачивать нос если не против ветра, то хотя бы под 45%. Когда внутренний критик уже смахивает на шизофренический глюк, сам начинаю искать интересные загоны, чтоб он притих. Ну и наоборот - когда чувствую, что глубоко нырнул, и выход в родной мир скоро вовсе потеряю, ищу хоть какие-то логические зацепки.Не панацея, но картину немного разбавляет. И внешне практически не прикопаешься)
Не получается между этими двумя нормального диалога. Вообще никакого диалога, в общем-то. Но если один голос хотя бы плохонько спародировать или в записи прошлого опыта поставить, второй уже не так четко слышится.
Не можешь противостоять - противолежи. ©
LG
А что делать со стихотворением, я не знаю, да Т_Т
LG
LG, у каждого по-разному. Загонов, вроде, хватает, и настроения хватает, не получается только усадить себя в состояние "колупать и не чирикать". Может, я их просто иначе ощущаю. Ладно, по большому счету, фигня это все. Попробую разобраться самостоятельно, а то правда развел тут какую-то психологическую хрень - и всех запутал...)
Ладно: мир, дружба, жвачка )